Сергей Нарышкин провел круглый стол на тему: «Преподавание основ права в средней школе в рамках курса обществознания»

14 сентября 2016 года, 20:00
Сергей Нарышкин провел круглый стол на тему: «Преподавание основ права в средней школе в рамках курса обществознания»

Открывая дискуссию, Председатель Государственной Думы отметил, что: «Теория государства и права, базовые нормы, принципы, гарантии нашей Конституции важны для каждого без исключения. А значит, служат опорой и для курса обществознания. Вопрос лишь в объёме и логике изложения такого материала». 

По его словам, вступая в совершеннолетие, в том числе получая право избирать, молодые люди должны знать, как устроена политическая жизнь современной России. Опорой в данном случае служит информация о гражданском обществе и правовом государстве, изучаемая в школе. 

Председатель Государственной Думы выразил уверенность, что знания о формировании общенационального парламента, о его структуре и организации должны занимать достойное место в курсе обществознания. Это может иметь «серьезное значение для дальнейшего развития парламентаризма, повышения качества правотворчества». 

Участники круглого стола считают важным преподавание права и обществознания в рамках общеобразовательного процесса и полагают, что курс должен быть максимально понятным и доступным. Об этом говорил председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов. Предмет, по его мнению, должен ориентировать, прежде всего, на реальные проблемы юридической сферы, которые ожидают человека во взрослой жизни. При этом он уверен, что понятийный аппарат предмета должен быть четко выдержан, равно как и хронология изложения знаний, чтобы школьники сначала изучали, что такое правовое поведение, а потом усваивали, что такое правонарушение. 

Основной задачей предмета президент Российского книжного союза Сергей Степашин видит – донесение до молодых людей понятий прав и обязанностей, а также умение ориентироваться в российском законодательстве. 

«В разработке действующих учебников обществознания юристы не принимали участие», - с сожалением отметил С.Степашин, призвав уйти от «скучности» в изложении юриспруденции для школьников. 

С тем, что нынешние пособия по обществознанию низкого уровня, и по ним нельзя качественно преподавать предмет, согласился проректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Сергей Шахрай. Он высказался за принятие новой концепции преподавания обществознания, которая должна основываться на традиционных постулатах юридической науки. Сейчас же, по его словам, у школьников «полная «каша» с отраслями и подотраслями права». «Важно с детских лет прививать понимание, что авторитетная власть возникает в результате выборов», - сказал он. 

Уйти от отраслевого принципа в преподавании и отдать предпочтение практике, не скатываясь до примитива предложил ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина Виктор Блажеев. Говоря о кадровой проблеме, он выступил с инициативой проводить переподготовку учителей права в юридических вузах, а не в педагогических, где основной упор делается на методику преподавания. 

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров полагает, что правовым просвещением нужно заниматься с детьми еще до школы – на примере сказок. 

«Необходимо давать базовые знания внятным языком человека, который понимает, что он пишет», - уверена Руководитель Аппарата Государственной Думы Джахан Поллыева. Она отметила, что преподавание обществознания на основе новой концепции позволит серьезно повысить правовую грамотность молодежи и подготовить ее к обучению в вузе. 

Заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Елена Брызгалина призвала сохранить уникальный характер обществознания, связанный с идеей системного рассмотрения человека в обществе. По ее мнению, в этом направлении концепция нуждается в доработке. 

В ходе круглого стола не раз говорилось о том, что обществознание не может быть эклектичным предметом. Учитель истории и обществознания, директор средней общеобразовательной школы № 174 Павел Панкин уверен, что обществознание в школе должно преподаваться с акцентом на актуальные для молодых людей вопросы, так они могут получить знания, полезные им в реальном времени. 

«Концепция преподавания обществознания широко обсуждается профессиональным сообществом, и есть согласие по многим вопросам», - сообщил заместитель Министра образования и науки России Вениамин Каганов, добавив, что высказанные в ходе заседания предложения будут учтены и «концепция успешно дойдет до практического применения». 

Подводя итоги, Сергей Нарышкин отметил, что роль права чрезвычайно высока и этот раздел должен быть широко представлен в учебнике обществознания.