Законодательные аспекты поддержки промышленности стали темой Совета по инвестициям при Председателе Госдумы

30 ноября 2015 года, 15:22
Законодательные аспекты поддержки промышленности стали темой Совета по инвестициям при Председателе Госдумы

Открывая дискуссию, С.Нарышкин отметил, что инвестиции неразрывно связаны с промышленной и кредитно-денежной политикой, развитием банковского сектора и становлением института предпринимательства.

Нынешняя отрицательная динамика российского ВВП, по мнению С.Нарышкина, вызвана причинами внешнего и внутреннего характера, объективного и субъективного свойства. И в этих условиях значение современных инструментов поддержки промышленности только возрастает.

«Задача законодателей - оказать планомерную поддержку российским предприятиям, помочь всем, кто модернизирует или вводит новые мощности, выпускает качественную продукцию, - подчеркнул Председатель Госдумы. - Немотивированных ограничений для инвестиций в производство быть не должно. Мы обязаны поднять качество национальной юрисдикции, чтобы частный бизнес видел свою защищенность, надежность и удобство как материальных, так и процессуальных правовых норм и, конечно, не сомневался в квалификации и справедливости судов».

По словам С.Нарышкина, нужны дополнительные меры налогового и таможенно-тарифного регулирования, укрепление института государственно-частного партнерства, сферы потребительской кооперации, совершенствование систем госзаказа и закупок.

Эффективным инструментом поддержки призван стать специальный инвестиционный контракт, предусмотренный законом о промышленной политике.

По данным первого заместителя министра промышленности и торговли Глеба Никитина, с начала действия закона подано 185 предварительных заявок на заключение таких контрактов.

Заместитель министра обратил внимание участников заседания на необходимость конкретизации ряда положений действующего законодательства в сфере промышленной политики.

Следует конкретизировать нормы закона о стандартизации, внеся соответствующие изменения в десятки других законов. В частности, речь идет о приоритете закупок на основе госстандартов. Предлагается также ввести особый, внеконкурсный режим закупок для сторон инвестиционного контракта, в связи с чем потребуется корректировка закона о конкуренции. Кроме того, Г.Никитин высказался за введение ощутимых налоговых льгот для «гринфилдов». Соответствующий проект готовится ко второму чтению.

Генеральный директор ООО «Российский фонд прямых инвестиций» Кирилл Дмитриев сообщил, что Фонд инвестирует прежде всего в импортозамещающее производство. «Активно инвестируем в АПК, информационные и телекоммуникационные технологии», - сказал он, заметив при этом, что специальный инвестиционный контракт позволяет обеспечивать платежеспособный спрос для импортозамещающих предприятий.

Председатель Комитета по промышленности Сергей Собко, подчеркнув важную роль Фонда, позволяющего предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию, пользоваться субсидиями, с сожалением констатировал, что в бюджете на 2016 год Фонду выделено только 1,9 млрд. рублей. Не идеален, по оценке С.Собко, и программно-целевой метод, когда целевые показатели подгоняются под бюджет. «Необходимо сначала определить цели, а уже под них распределять средства, разумеется, с учетом имеющихся возможностей», - уверен он.

Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательствуАнатолий Аксаков, сообщив, что закон о единственном поставщике в рамках специального инвестконтракта может быть принят до конца года, предложил также законодательно определить общие условия и правила проведения закупок и упорядочить электронные торги. «В настоящее время многие электронные площадки аффилированы с заказчиком, и заранее известно, кто победит», - заметил А.Аксаков.

По данным директора департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Максима Чемерисова, в прошлом году общий объем государственных и муниципальных закупок составил более 23 трлн. рублей. Иными словами, в рамках госзакупок перераспределяется более четверти ВВП России. В связи с этим представитель Министерства предложил рассматривать закупки как инструмент макроэкономического прогнозирования и повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, а потому в сфере закупок особое внимание следует уделить стимулированию спроса на отечественную продукцию и борьбе с коррупцией.

Необходимо также ввести разумный срок взаиморасчетов с поставщиками. В отсутствие такой нормы товар зачастую поставляется в феврале-марте, а оплачивается только в декабре. По оценке М.Чемерисова, масштабы злоупотреблений приобрели такой размах, что в пору говорить о воспрепятствовании предпринимательской деятельности.

Говоря об импортозамещении, М.Чемерисов предложил ввести стимулы для локализации производства в России, усилить сотрудничество с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и ускорить принятие законопроекта об ограничении доступа иностранных товаров. Смысл проекта, получившего название «третий лишний», заключается в том, что если на торги приходят две и более заявки от отечественных поставщиков, иностранные заявки автоматически отклоняются.

По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова, в таких случаях важно проводить экспертизу аффилированности.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, коснувшись вопроса стимулирования инвестиций, предложил подумать о рефинансировании банков, кредитующих промышленные проекты и инвестпроекты импортозамещения. При этом, доступ к налоговым льготам должен быть достаточно широким, иначе заметных результатов добиться не удастся.

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Владимир Мау высказался за снижение процентных ставок по кредитам и сохранение налоговой стабильности.

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов призвал перейти от политики сдерживания, которая, по его оценке, делает почти любое производство в России невыгодным, к политике стимулирования промышленного роста.

Подводя итоги обсуждения, С.Нарышкин заверил, что тема законодательной поддержки промышленности в обозримом будущем не утратит актуальности. Законопроектный портфель Госдумы содержит целый ряд важных инициатив, которые должны быть приняты до конца года, и впоследствии работа будет продолжена.