Приоритеты осенней сессии стали темой заседания Научного совета по правотворчеству при Председателе Госдумы

10 сентября 2015 года, 20:09
Приоритеты осенней сессии стали темой заседания Научного совета по правотворчеству при Председателе Госдумы

Открывая заседание, С.Нарышкин обратил внимание депутатов и экспертов на то, что накануне единого дня голосования, когда политические партии «проверяют свою готовность» перед будущими выборами в Госдуму, предвыборные настроения будут все более заметны, в том числе в содержании законодательных инициатив.

При этом он особо подчеркнул, что независимо от близости выборов парламент обязан качественно и профессионально выполнять свою главную задачу - рассматривать и принимать необходимые законы, концентрируя усилия на стратегических направлениях развития общества и государства.

В числе приоритетов осенней сессии С.Нарышкин назвал бюджет. В этот раз предлагается временно отказаться от трехлетнего планирования и принять основной финансовый документ только на один год.

«Предложение оправданно, учитывая нестабильную ситуацию в российской и мировой экономике, - сказал Председатель Госдумы. - Но при этом бюджет на 2016 год должен быть просчитан точно и ответственно с учетом приоритета выполнения социальных обязательств, стимулирования экономического развития и рационального расходования бюджетных ресурсов».

Особого внимания потребуют инициативы, касающиеся избирательных правил и процедур, в том числе нарезка одномандатных округов. «Здесь важно стремиться к достижению согласованных решений, а не увлекаться политизированными межфракционными пикировками», - заметил С.Нарышкин.

Первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков, в чьем ведении находится формирование примерной программы законопроектной работы, отметил, что осенняя сессия будет непростой для Госдумы шестого созыва, которой осталось работать год.

В сентябре депутатам предстоит рассмотреть отчет Правительства и Центробанка о реализации антикризисной программы. По словам А.Жукова, «ситуация видится несколько иначе», чем весной. Возможен временный отказ от бюджетного правила, которое заключается в том, что дефицит не может быть больше одного процента. «Очевидно, что когда из-за снижения цены на нефть доходы падают, а расходы необходимо поддерживать, дефицит бюджета может быть больше», - сказал он.

К другим значимым законопроектам осенней сессии А.Жуков отнес поправки в Налоговый кодекс, уменьшающие ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов и законопроект, уточняющий полномочия контрольно-надзорных органов при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и призванный повысить прозрачность таких проверок. Серьезной юридической экспертизы потребует законопроект об ограничении юрисдикционного суверенитета иностранного государства.

Кроме того, одним из приоритетов осенней сессии станет соглашение в области организации интегрированного валютного рынка СНГ.

Продолжится работа над законопроектами об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов, о переходе к территориальному зонированию земель, о регулировании торговой деятельности и упорядочивании отношений между торговыми сетями и поставщиками товаров. Указанные инициативы уже вызвали широкий резонанс и дискуссии.

При рассмотрении вопросов, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, в том числе социальные, А.Жуков призвал внимательно относиться к критике, анализировать и учитывать альтернативные подходы к решению задач, шире опираться на мнение экспертного сообщества.

Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов указал на необходимость укрепления судебной власти, усиления работы в сфере миграции, совершенствования законодательства в области энергетики и недропользования.

Проректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Высшей школы государственного аудита Сергей Шахрай высказался за дальнейшее совершенствование законодательства о парламентском и общественном контроле, предложил создать электронный свод законов Российской Федерации и вернуться к теме федерального конституционного закона о Федеральном Собрании, заметив, что статус других ветвей власти уже определен специальными законами.

По словам председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, предметом широкого и детального обсуждения должна стать новая редакция Кодекса об административных правонарушениях. Соответствующий законопроект готовится к внесению.

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталинапредупредила, что осенняя сессия будет весьма напряженной и в части социального блока.

«Предпринимаются настойчивые попытки пересмотреть базовые нормы социального законодательства, подогнав их под сложившуюся экономическую ситуацию, - сказала она. - Такой подход ошибочен. Изменения в экономике носят волнообразный характер. Если под каждые колебания менять базовые нормы, система утратит устойчивость».

О.Баталина высказалась против изменения пенсионного законодательства, которое только недавно было существенно обновлено. Речь, в частности, идет о предложениях ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам и ввести ограничения по выплате страховой части пенсии государственным и муниципальным служащим, а также изменить порядок индексации социальных выплат.

Согласившись с тем, что эффективность социальной политики требует детального анализа, председатель Комитета заметила: такая работа не должна стать «сиюминутным подгоном под ответ».

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подчеркнул необходимость выполнения государственных социальных обязательств при формировании бюджета на следующий год.

Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованскаятакже призвала в период кризиса «воздержаться от резких движений». Депутат высказалась за совершенствование системы финансирования капремонта и предостерегла, что размер и сроки уплаты пени за просрочку коммунальных платежей, предусмотренные в законопроекте о повышении платежной дисциплины, заметно ударят по населению, на долю которого приходится только 20% коммунальной задолженности, остальное - долги юридических лиц.