Прошло заседание рабочей группы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов.

09 июля 2015 года, 15:50
Прошло заседание рабочей группы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов.

Действия киевских властей по изменению законодательства противоречат минским соглашениям. К такому выводу пришли депутаты и эксперты-правоведы в ходе заседания рабочей группы при Председателе Госдумы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов.

Открывая заседание, председатель Госдумы Сергей Нарышкин с сожалением констатировал, что киевские власти продолжают игнорировать выполнение минских договоренностей, обстановка в Донбассе остается крайне сложной и надежды на нормализацию ситуации, на адекватное поведение соответствующих международных институтов не оправдываются.

Нынешний кризис международных отношений, по словам С.Нарышкина, имеет несколько измерений. Одно из главных - соотношение права и политики. Политика и право, ранее не отделимые друг от друга, теперь зачастую рассматриваются вне этой связи, а нередко и противопоставляются друг другу. На замену праву приходит практика применения так называемых санкций и других инструментов политического давления, что в пору считать символом современной эпохи, полагает С.Нарышкин.

По его оценке, одиозное украинское правотворчество «не знает берегов». Внесенный в Верховную Раду проект изменений в Конституцию Украины декларирует курс на децентрализацию власти в условиях унитарной модели государства.

«Якобы это и есть долгожданная политическая реформа. Но этот проект нарушает минские договоренности, - отметил С.Нарышкин. - И не только потому, что не предусматривает никакого особого статуса для регионов Донецка и Луганска.  Его просто пытаются протолкнуть без согласования с Донецком и Луганском и без широкого общественного обсуждения. Понятно, что такими манипуляциями достичь политического урегулирования в этом сложном и глубоком кризисе невозможно. В связи с этим мы вправе ожидать от наших партнеров по «нормандской четверке», в том числе от парламентариев и представителей правового сообщества, более активных действий по понуждению официального Киева выполнять минские договоренности неукоснительно и в полном объеме».

Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительствуВладимир Плигин отметил усиление милитаристской направленности в деятельности законодательной и представительной властей Украины. Целый ряд нормативных актов издается не для того, чтобы решать правовые вопросы, а затем, чтобы обозначить идеологические подходы, уверен он. В этом отношении весьма показательны поправки в законодательство относительно прохождения военной службы на Украине иностранцами и лицами без гражданства, а также закон о правовом режиме военного положения. Он содержит целый ряд норм, которые прямо противоречат Конституции Украины.

«Формулы, употребленные в законе, являются нормативной базой для ограничения конституционных прав и свобод граждан в условиях усиления кризисных явлений в экономике и общественной жизни», - пояснил В.Плигин. - Процедуры введения военного положения представляются непрозрачными. Институт мотивированности также не обозначен. Создаются временные военные администрации. Ограничиваются права граждан практически во всех областях. В частности, предусмотрена трудовая повинность для трудоспособных лиц, симптоматичны и водимые режимы ограничения движения граждан».

Кроме того, вводятся нормы, предусматривающие допуск на территорию Украины подразделений вооруженных сил государств, оснащенных ядерным оружием. Не менее важны заявления Верховной Рады об отступлениях от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав и основных свобод человека.

Не реализована ни одна из норм закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а проект закона о запрете торговли с временно оккупированными территориями Украины фактически утверждает блокаду территорий.

Уполномоченный Министерства иностранных дел по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов подтвердил, что блокада Донецкой и Луганской областей ужесточается. «Можно говорить о полной энергетической, финансовой, экономической и продовольственной блокаде. Эти действия прямо противоречат минским соглашениям. Их цена - человеческие жизни», - заявил он.

Представитель МИДа также обратил внимание на ряд майских и июньских законодательных актов Украины, ограничивающих права человека в регионе проведения силовой, а по сути карательной операции. В связи с этим продолжает нарастать поток жалоб в ЕСПЧ. Однако западные страны и международные структуры практически не реагируют на нарушение прав человека на Украине, где продолжается зачистка информационного пространства, подвергаются дискриминации российские СМИ.

«На Украине сформирована нормативная база, фактически превращающая территорию страны в неправовое пространство», - заключил К.Долгов.

По словам члена Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Василия Лихачева, Украина по индексу слабости государств находится в группе ниже средней с опасным уровнем риска. По индексу верховенства закона Украина оказалась на 70-м месте из 102 возможных.  Кроме того, ей присвоен статус самого коррумпированного государства в Европе.

«Кризис на Укаине будет продолжаться, и это представляет угрозу для безопасности соседних территорий», - уверен В.Лихачев.

Начальник отдела по научному обеспечению деятельности делегации России в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Рашад Курбанов познакомил участников заседания с предварительным заключением Венецианской комиссии на проект поправок к Конституции Украины. В целом, как и предполагалось, Комиссия одобрила проект как соответствующий Европейской хартии местного самоуправления, однако потребовала установить конституционные гарантии деятельности органов местного самоуправления. Другое серьезное замечание касается статьи 33 Конституции Украины которая не оставляет никаких возможностей для предоставления особых условий конкретным административно-территориальным единицам, что делает невозможной адаптацию законодательства к особенностям отдельных районов. В связи с этим Комиссия рекомендовала предусмотреть возможность изменения территориальных единиц в отдельных случаях на уровне закона. Это позволит реализовать одно из ключевых положений минских соглашений.

Председатель Комитета по международным делам Алексей Пушков указал на ряд противоречий, которые переживает украинский режим. «Единственный способ сохраниться - как полагают киевские власти - это прием Украины в НАТО и начало присоединения к Евросоюзу», - отметил он.

Но перспективы вхождения Украины в НАТО и Евросоюз, по его словам, чрезвычайно плохи. В Европе не хотят вступать в прямую военную конфронтацию с Россией и заинтересованы в том, чтобы ограничить финансовую поддержку Украины. Не отказываясь от столь амбициозной, но трудно реализуемой цели украинское руководство будет создавать пограничное антироссийское государство между ЕС и НАТО, опираясь на антироссийский национализм. Такое государство, заключил председатель Комитета, может быть только централизованным и только милитаризированным.

Задача всех, кто заинтересован в мирном разрешении конфликта, - шаг за шагом расширять зону несогласия с официальной политикой Запада в отношении Украины, резюмировал А.Пушков.