12 ноября в Серебряном бору состоялось очередное заседание Экспертного совета при Председателе Государственной Думы

12 ноября 2012 года, 22:03

Открывая заседание, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин напомнил, что в октябре состоялась научно-практическая конференция, где также обсуждались вопросы развития парламентаризма в России и в мире.

Председатель Государственной Думы обратил внимание коллег на резолюцию, подготовленную по итогам конференции. В ней, в частности, говорится о необходимости обновления работы парламента за счет повышения качества законотворчества и более широкого привлечения независимых экспертов. А также о том, что особое внимание следует уделять системности и обоснованности законодательных инициатив.

«В противном случае нам сложно будет преодолеть диспропорцию, когда для подготовки незначительных технических поправок к действующим законам тратится больше времени и усилий, чем на разработку и рассмотрение в парламенте по-настоящему системных и актуальных законов», - подчеркнул Сергей Нарышкин.

В России наблюдается сбой всего правового массива, считает Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева. По ее словам, в России действует 4500 федеральных законов. И только в 1000 из них есть собственный предмет регулирования.

Кроме того, отметила Хабриева, закон утратил свой особый статус: «Ресурс закона, а это тяжелая артиллерия, если сравнивать его с вооружением, сегодня используется для решения даже самых незначительных проблем. Закон утратил свою роль акта высшей юридической силы».

Директор Института законодательства также предложила ввести законодательные основы технологии правотворчества, так называемый закон о законах. География принятия таких законов простирается от Японии до Болгарии и Италии.

Тему повышения качества принимаемых законопроектов затронул и председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Однако он заметил, что «еще не исчерпаны все возможности» Регламента Государственной Думы.

Еще одна тема, на которую обратил внимание Плигин, касалась выработки новых подходов к предельным срокам рассмотрения законопроектов. Здесь он предложил обсудить вопрос о том, чтобы все законопроекты, которые не были рассмотрены предыдущим составом, больше не рассматривались.

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов отметил, что до сих пор не приняты ряд ключевых законов: закон о Федеральном Собрании, закон об Администрации Президента, закон о Конституционном Собрании, Закон об оппозиции.

Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде, Верховном Суде, и Высшем Арбитражном Суде Михаил Барщевский поддержал идею закона о законах и не согласился с тем, что вопрос можно изменить изменением регламентов.

Он также затронул проблемы юридического образования. И предложил ввести единый квалификационный экзамен, который будет способствовать сокращению вузов, готовящих сегодня юристов, ведь если в советский период их было 52, то сейчас – 1500. Сдав этот экзамен, человек сможет стать по своему выбору нотариусом, судьей, адвокатом, чиновником, прокурором.