На повестке дня заседания Совета по образованию и науке - отчётность в школах и вопросы преподавания русского языка и литературы

15 апреля 2015 года, 16:50
На повестке дня заседания Совета по образованию и науке - отчётность в школах и вопросы преподавания русского языка и литературы

Проблемы оптимизации системы отчётности в школах, а также преподавания русского языка и литературы обсуждались на очередном заседании Совета по образованию и науке при Председателе Государственной Думы, которое состоялось 15 апреля 2015г. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, учёные, эксперты, включая президента Российской академии наук Владимира Фортова.

Сергей Нарышкин напомнил, что поручил профильному комитету Государственной Думы проработать вопрос оптимизации отчётности в системе образования после того, как аналогичную проблему поднял Президент Российской Федерации в одном из своих декабрьских поручений.

«Нет нужды долго комментировать, сколь назойливыми, противоречивыми и малоадекватными подчас бывают бюрократические требования к отчётным документам. – отметил Председатель Государственной Думы. - Не говоря уже об их объёме. Всё это – дополнительная и абсолютно непродуктивная нагрузка на преподавателей, учителей, которая отвлекает их от главных обязанностей – работать с учениками».

Что касается вопроса преподавания русского языка и литературы в школах, Сергей Нарышкин подчеркнул, что необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы разработать современную концепцию, а затем и несколько линеек учебников.

По убеждению Председателя Государственной Думы, эта концепция должна стать неким договором общественного согласия, поэтому в соответствующую рабочую группу, которую нужно создать без промедления, следует привлечь учёных экспертов, учителей, родительские организации, даже самих учеников.

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов рассказал о работе ведомства по привлечению внимания к теме русского языка и литературы, повышению грамотности населения, квалификации преподавательского состава. Одной из значимых мер он назвал возвращение сочинения как допуска к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

В.Каганов также заявил о готовности министерства включиться в работу по созданию концепции преподавания русского языка и литературы в школах.

Декан филологического факультета МГУ Марина Ремнева заявила, что качество школьного образования находится на низком уровне и это во многом связано с тем, что дети не знакомы с классической русской литературой.

В то же время организатор образовательной акции «Тотальный диктант» Мария Ровинская обратила внимание на то, что программы преподавания русского языка и литературы не учитывают нормы современного языка. В результате, по её мнению, школьники приходят на урок, как в музей, где им предлагаются тексты XIX века.

С этой позицией согласился ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Семёнов. Он выступил за активное внедрение в школьную программу современного русского языка, а также за использование современных информационно-технических средств коммуникации.

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин поддержал С.Нарышкина в том, что должны быть разработаны линейки учебников, а не линейка. По его словам, это позволит успешно конкурировать различным методикам преподавания.

Кроме того, он предложил вернуть сочинение в качества экзамена, а не зачёта.

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов рассказал о работе межфракционной группы по оптимизации отчётности в системе образования. Он привёл данные, согласно которым образовательные организации готовят в год около 300 отчётов, где есть порядка 15000 показателей. 60 процентов этих отчётов – разовые запросы, которые зачастую дублируют друг друга.

В.Никонов напомнил, что одной их мер борьбы с излишней отчётностью было введение электронного документооборота: «Электронный документооборот введён, - подчеркнул депутат. – Но при этом нет нормативных документов, которые регламентируют архивацию электронных документов».

Более того, положения соответствующего закона всеми контролирующими органами трактуются, как необходимость обязательного предоставления и электронного и бумажного документа, заявил В.Никонов. В результате работа учителя удвоилась.

Среди предложений рабочей группы глава комитета назвал, в частности лимитирование проверок качества образования в школах, а также обязательное использование сайтов образовательных учреждений для сбора необходимой статистической информации.

Директор ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2091 г. Москвы» Татьяна Пашутина рассказала, что Департамент образования Москвы утвердил единый формат сайтов образовательных учреждений, на котором заполняются многие отчётные данные и это позволяет ограничить проверки. Однако в регионах, по её словам, такой опыт практически не применяется.

Директор Департамента стратегии анализа и прогноза Министерства образования и науки Григорий Андрущак признал, что несмотря на принимаемые меры, проблемы с отчётностью по-прежнему остаются. Он рассказал про работу ведомства по решению этих проблем, а также заявил о готовности участвовать в деятельности межфракционной рабочей группы.

Председатель комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования Любовь Духанина отметила, что даже после прямых поручений Президента ситуация не изменилась и согласно опросам 90 процентов учителей считают, что нагрузка по отчётности, как минимум, не уменьшилась.

Член Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Госдумы Николай Булаев

предложил подумать над внесением в законодательство нормы об обязательном согласовании параметров отчётности с органами статистики.

С тем, что все проверки должны быть регламентированы на законодательном уровне согласился и Председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев.