Состоялось заседание Совета по культуре при Председателе Государственной Думы

20 марта 2015 года, 19:00
Состоялось заседание Совета по культуре при Председателе Государственной Думы

20 марта состоялось очередное заседание Совета по культуре при Председателе Государственной Думы.

Открывая заседание, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин поздравил присутствующих с наступающим Всемирным днем поэзии.

Он обозначил круг вопросов заседания Совета. Первый – о перспективах принятия нового базового закона о культуре. Дискуссии о том, каким быть его содержанию – ведутся давно. Из-за разногласий, отметил С.Нарышкин, «мы не успели завершить эту работу». Тем не менее, проект закона о культуре находится на рассмотрении Госдумы.

С.Нарышкин выразил надежду, что с учетом утверждения Основ государственной культурной политики Указом Президента все заинтересованные стороны договорятся между собой, и отечественная культура получит столь необходимый ей новый фундаментальный закон.

Вторая тема - качество защиты авторских прав. И прежде всего, в национальном сегменте интернета. Речь идет фактически обо всем творческом спектре, активно тиражируемом в сети без всякой оглядки на права авторов.

С.Нарышкин, приведя пример, что только один книжный рынок ежегодно теряет миллиарды рублей из-за пиратства, считает, что подобная ситуация и в других видах творчества. И это – реальное бедствие для нашей культуры.

Он отметил: «Мы с вами потратили немало времени, чтобы доказать – надежная защита авторских прав возможна лишь в условиях добросовестной конкуренции, а не монополизма. И только на этой базе смогли согласовать позиции и сдвинуть с мертвой точки этот серьезнейший вопрос».

Говоря о том, что надо и дальше двигаться в выбранном направлении, браться за решение следующих проблем в этой сфере, С.Нарышкин выразил уверенность, что уже с 1 мая, когда вступит в силу «второй антипиратский закон», начнет поступать новая информация о том, насколько он эффективен и удобен на практике.

Последняя тема заседания - более узкая, но особенно актуальна в силу своей практической значимости: о непрерывности профессионального образования в области искусств. С.Нарышкин напомнил, что соответствующий законопроект в Думу был внесен, сам вопрос поднимался на декабрьском Госсовете, а по его итогам глава государства поручил принять меры по сохранению в области искусств непрерывного образования. Однако руководители ряда профильных учебных учреждений усматривают системные риски в этой области.

Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко подробно рассказала о законопроекте «О культуре в Российской Федерации», сообщив, что текст законопроекта полностью сформирован, обсуждался на парламентских слушаниях и готов к внесению в Госдуму для рассмотрения его в первом чтении.

По ее словам, в законопроекте, в частности, расширен понятийный аппарат, говорится о развитии инфраструктуры в сфере культуры, устанавливаются меры социальной поддержки деятелей культуры.

В законопроекте предлагается отказаться от остаточного принципа финансирования культуры, перейдя на финансирование по нормативу, гарантировать доступность населения к разным сферам культуры.

В итоге она обратилась к Правительству поддержать законопроект.

Первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой поддержали концепцию законопроекта и тезис об особой роли русской культуры. По их словам, деятели культуры уже давно ждут этот закон, основанный на концепции реализации культурной политики в стране.

Художественный руководитель Московского государственного театра «Ленком» Марк Захаров также поддержал законопроект, но предостерег о сложности оценки «культурных свершений», которым может дать оценку «только история».

Он также поднял тему защиты прав и свободы человека на творческую деятельность, считая, что ряд положений законопроекта остаются «дискуссионными».

Заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк подробно сообщил о расширенном правовом инструментарии по защите авторских прав, о перспективах дальнейшего ужесточения мер по борьбе с пиратством.

Созвучно с ним было и выступление председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, который говорил о важности защиты интеллектуальных прав в реальном пространстве и Интернете.

Выступавшие говорили об эффективном судебном реагировании в случае нарушения авторских прав в музыке, литературе, киноиндустрии, отметив, что успешно складывается работа с правообладателями. Также выступавшие выразили уверенность, что рынок лицензионного авторского контента вырастет.

По вопросам защиты авторского права выступили, в том числе заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, писатель Татьяна Устинова и другие.

В рамках дискуссии по 3-му вопросу член Комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс  подвергла критике позицию Министерства культуры по «интегрированным» школам для музыкально-одаренных детей и выступила за их сохранение. Назвав эти школы «кузницами кадров культуры» и «венцом в нашем искусстве», депутат отметила, что невозможно подогнать искусство под стандарты.

Поправки в статью 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлены на решение проблемы обеспечения возможности начала реализации интегрированных образовательных программ в области некоторых видов искусств (в том числе музыкального искусства) не с пятого (то есть, на базе начального общего образования), а непосредственно с первого класса.

Ее поддержали директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Владимир Овчинников, генеральный директор Государственного академического Большого театра РоссииВладимир Урин. По их словам, «достаточно разрушить образование в стране и все рухнет».

Выступавшие требовали уважительного отношения к профессионалам, призвав не разрушать то, что уже создано.

А В.Урин напомнил участникам заседания один из законов Мерфи: «Не нужно чинить то, что не сломано».

Подводя итоги обсуждения, Сергей Нарышкин предложил вновь встретиться всем заинтересованным сторонам и обсудить спорные моменты по интегрированным школам до рассмотрения законопроекта в первом чтении.