Сергей Нарышкин провел заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы

15 декабря 2014 года, 18:30
Сергей Нарышкин провел заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы

Сергей Нарышкин провел заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы. Его участники обсудили доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2013-2014 учебном году.

С.Нарышкин напомнил, что обязанность Правительства ежегодно представлять Федеральному Собранию соответствующий доклад предписана законом об образовании, который был принят два года назад. «Такой доклад подготовлен впервые и представлен в Госдуму в октябре 2014 года», - сообщил он.

Основные положения 500-страничного документа обозначил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Он доложил о принимаемых мерах и результатах развития дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования, в том числе в двух новых субъектах Федерации - Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Так, в результате модернизации дошкольного образования, в том числе за счет федеральных средств, созданы сотни новых мест в детских садах, а введение электронной записи повысило прозрачность при их распределении. В 2015 году планируется открыть еще 350 тысяч новых мест в дошкольных организациях.

Существенно улучшена материально-техническая база школ. Однако почти четверть из них работает в две смены, а к 2019-2020 году количество учеников увеличится еще на 2,5 млн. человек. В связи с этим в 2015 году планируется разработать программу содействия регионам в реконструкции и строительстве новых школ.

Серьезные изменения затронут и систему высшего образования. В частности, в текущем году завершится переход программ высшего образования на нормативно-подушевое финансирование. На практике такой переход будет осуществлен поэтапно, «начиная с контингента, который будет принят на обучение в 2015 году».

Д.Ливанов также сообщил, что в августе 2014 года утверждена Концепция развития дополнительного образования. Количество ребят, посещающих кружки и секции, в этом году увеличилось на 7% и по последним данным превысило 60% от общего числа детей.

Член Совета при Председателе Госдумы, депутат Николай Булаев отметил, что модернизационные проекты, реализуемые в течение последних двух-трех лет, существенно повысили доступность дошкольного образования, позволили ощутимо улучшить материально-техническую базу школ и повысить зарплату педагогам. Вместе с тем, он указал на проблемы в системе среднего профобразования. По словам депутата, этот базовый для развития экономики уровень обучения, незаслуженно обойден вниманием.

Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов высказал пожелание, чтобы последующие доклады Правительства не дублировали информацию, содержащуюся в других публичных документах, и менее походили на отчет Министерства о проделанной работе. По его словам, это должен быть краткий, но ёмкий документ, содержащий стратегию действий в сфере образования.

Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий считает, что одним из приоритетов образовательной политики должна стать системная работа по привлечению молодых талантливых преподавателей. Без этого сложно будет повысить качество российского образования и укрепить его авторитет, который в последние годы в мире заметно пошатнулся. В.Садовничий также указал на необходимость создания отечественной программы дистанционного обучения.

Отдельной темой дискуссии на заседании Совета стала общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством и готовится к первому чтению.

Николай Булаев заметил, что такая аккредитация будет платной, а по ее результатам планируется составлять рейтинги.

«Можно предположить, что место в нем будет зависеть не только от того, что и как я делаю, но сколько и кому плачу. Спорна также и норма, связывающая результаты общественно-профессиональной аккредитации и с государственной. Здесь разные критерии и разные результаты. Общественно-профессиональная аккредитация нужна для того, чтобы работодатель мог повысить качество работы учебных заведений и качество подготовки специалистов. Тогда почему ее предлагают проводить за счет образовательных учреждений? При этом утверждается, что закон не потребует дополнительных бюджетных расходов. Но это не тек, ведь многие образовательные учреждения имеют статус бюджетных. Если закон будет принят в предложенной редакции, он усугубит негативное отношение к участию работодателей в процессе оценки качества учебных заведений», - сказал депутат.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов признал необходимость регламентации требований к аккредитующим организациям, установления единых требований к процедуре аккредитации, создания стимулов для образовательных организаций к проведению такой процедуры. Все эти вопросы, на его взгляд, могут быть урегулированы отдельными нормативными актами.

Вячеслав Никонов сообщил, что Комитет рекомендовал принять проект в первом чтении, но документ требует серьезной доработки. «Важно, чтобы закон не создал новую бюрократическую коррупционную надстройку, которая существенно осложнит жизнь учебных заведений и будет стоить им больших денег. Не следует вводить нормы, которые сделают результаты профессионально-общественной аккредитации критериями при проведении государственной аккредитации и при распределении контрольных цифр приема», - уверен он.